Фальконе Этьенн Морис
(Falconet, 1716-1791)
- французский скульптор, был известен во Франции как мастер станковой, камерной и миниатюрной скульптуры. Автор одного из лучших монументов XVIII века - памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге.
Памятник Петру I - лучшее произведение Фальконе. Творение скульптора оставило значительный след в произведениях поэтов и художников и приобрело широкую известность под пушкинским наименованием “Медный всадник”.
Он видел Петра I как человека героической судьбы и великих свершений. Фальконе писал: “Монумент мой будет прост... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям.”
Важная часть монумента - конь, на котором восседает царь. В памятнике все связано с образом коня, сильного и красивого животного. Скульптор был знатоком лошадей, тем не менее он, конечно же, использовал опыт своих предшественников - коллег. Фальконе писал: “Я изучал натуру. Для этого я поручил сделать горку, которой я придал тот наклон, который должен был иметь мой постамент... Я заставлял скакать всадника, 1-е - не один раз, а более 100, 2-е - в разное время, 3-е - на разных лошадях... Я перешел к изучению деталей и исследовал, зарисовывал, вылепил каждую часть, рассматривая ее сверху, снизу, спереди, сзади, с боков, потому что нет других средств получить точное знание предмета; только после этих штудий я считал, что видел и способен передать коня, поднимающегося в галопе, передать истинную форму мышц и связок как в покое, так и в состоянии сокращения”
Открытие монумента, приуроченное к столетию вступления на престол Петра I, состоялось в 1782 году и стало всенародным праздником, однако скульптор не был приглашен на открытие, был забыт официальными кругами Петербурга.
Наиболее глубоко и проникновенно воспринял творение Фальконе великий русский поэт А. С. Пушкин, в своей поэме “Медный всадник” он писал:
"Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?"